выпуск 24
Flash на практике часть-5
Импорт звука
Добавление звука в проект не отличается
от импорта изображения - достаточно в окне импорта File/Import
открыть необходимый звуковой файл в формате wav. Именно в
этом формате будет храниться звук в процессе разработки вашего проекта,
впоследствии, при работе, Вы сможете выбрать наиболее подходящий
тип компрессии (причем mp3 не всегда предпочтительный вариант).
Импортированный звук, в отличие от изображения
не отображается в шкале времени, а помещается непосредственно в
библиотеку проекта. Если Вы хотите, что бы при проигрывании фильма
звук начинался с определенного кадра необходимо добавить звук в
шкалу времени, либо непосредственно на основную сцену (при фоновом
звучании или синхронизированных с изображением эффектах), либо в
конкретном символе - например, кнопке (для озвучивания событий или
звуковом сопровождении конкретного символа).
Добавление звука в Timeline
Лучше всего, если Вы создадите для звука
отдельный слой. Так будет легче впоследствии с ним работать и синхронизировать
с изображением.
- Создайте новый слой, как Вы уже не раз это делали.
- Определите, с какого кадра должно начаться звучание и создайте
ключевой кадр.
- Откройте окно свойств кадра Frame Properties.
- Выберите закладку Sound.
- В выпадающем меню Sound найдите нужный звуковой файл.
После выбора звука, Вы увидите его графическое представление
и сможете задать необходимые параметры. Давайте узнаем, какие
возможности настройки нам предлагает Flash.
Рядом с выпадающем меню Sound,
отображается информация о выбранном звуке - частота, режим звучания,
разрядность дискретизации и др.
Выпадающее меню Effect:
None - без эффектов,
Left Channel - звук только в левом канале
Right Channel - звук только в правом канале
Fade Left to Right - движение звука с левого в правый канал
Fade Right to Left - движение звука с правого в левый канал
Fade In - воспроизведение с увеличением громкости
Fade Out - воспроизведение с затуханием
Custom - ручное создание звуковых эффектов с использованием
графического представления звука, и регулировки линии звуковой
огибающей.
Выпадающее меню Sync:
Event - полное воспроизведение звука с начала до конца.
Рекомендуется для: фонового звучания при зацикливании, или коротких
звуковых эффектов
Start - если выбранный звук еще не закончился, то повторного
воспроизведения не будет. Очень полезная функция, особенно при
длительных звуковых эффектах у кнопок. Например, для предотвращения
нежелательного эха, если пользователь проведет мышкой несколько
раз над кнопкой, в которой звук приписан к событию Over.
Stop - используйте этот параметр, когда необходимо выключить
определенный звук. Например, в десятом кадре, в результате определенного
действия началось воспроизведение звука bumbum.wav общей длительностью
в 15 кадров, но пользователь, после проигрывания 8 кадров, нажал
кнопку перехода на другую сцену, следовательно, необходимо отключить
проигрывание данного звука.
Stream - режим синхронизации. Включите данный параметр,
когда хотите обеспечить привязку изображения к звуку (именно так,
а не наоборот). В этом случае, фильм будет жестко привязан к воспроизводимому
звуку, т.е. если по каким то причинам, проигрыватель Flash не
успеет обработать графику она будет пропущена. Обычно это проявляется
в менее плавном отображении анимации. Чтобы предотвратить подобное
явление, рекомендую увеличить параметр fps: скорость воспроизведения
кадров в секунду - Modify/Movie.
В поле Loops, Вы можете задать количество повторов выбранного
звукового файла.
Замена и компрессия звука
Представим такую ситуацию. В процессе
работы над проектом Вы импортировали звук, который использовали
для озвучивания различных ситуаций (например, при нажатии множества
разных кнопок и объектов). А, в последствии решили заменить звук,
на более подходящий. Конечно, можно импортировать новый звук и
последовательно заменить его во всех используемых случаях, но
как Вы понимаете, это не самое лучшее решение. Flash позволяет
работать над уже импортированным звуком, непосредственно из библиотеки
проектов. При этом любое изменение параметров импортированного
звукового файла автоматически отразится на всех объектах, которые
и его используют.
Откройте библиотеку Windows/Library [Ctrl+L]
На выбранном звуковом файле щелкните дважды, левой кнопкой мыши
- откроется окно Sound Properties.
В данном окне можно не только заменять
звук на другой (кнопка Import), в том случае, если
Вы отредактировали исходный звук, и он находится в той же папке
и под тем же именем, что и используемый ранее для импортирования
- нажмите кнопку Update.
Существует прекрасная возможность выбрать
тип сжатия звука, что позволяет оптимизировать объем готового
проекта. Какие же типы компрессии нам доступны?
Default - по умолчанию: использует параметры заданные по
умолчанию. С дефолтом мы очень хорошо знакомы и не станем плыть
по течению, а попробуем самостоятельно установить необходимые
параметры.
Mp3 - очень популярный тип сжатия: порой позволяет уменьшить
размер звукового файла в 10-15 раз без больших потерь в качестве
звука. Варьируя параметры разрядности уровня качества, постарайтесь
выбрать наиболее подходящий результат, как по звучанию, так и
по занимаемому объему (вся информация отражается в нижней строке
окна). Но, я рекомендую использовать этот формат, только для фоновой
музыки или голосового сопровождения достаточной длительности.
Дело в том, что на декомпрессию mp3 требуется некоторое время
(хотя и очень небольшое) и если звучание mp3 всего пару секунд,
то возможны несинхронные задержки в момент распаковки звука.
ADCPM - этот формат наибольшим образом подходит для небольших
по длительности звуков (бипов, пиков, бумпов и пуков). Именно
этот формат я рекомендую для коротких звуковых эффектов (нажатий
кнопок, открывании меню и т.д.).
Есть еще один формат позволяющий изменить частоту дискретизации
- это формат Raw.
При работе со звуком, как и с изображением,
необходимо придерживаться простого правила - "испортить легче,
чем исправить" или говоря проще "ломать, не делать" :-)
Принимая решение о импорте звука, предварительно
подготовьте его в wav редакторе, создайте необходимые эффекты
и переходы, установите нужные режимы модуляции и выставьте необходимый
баланс, обязательно уберите все искажения, особенно превышение
пиковых порогов и лишние шумы. Все это позволит при публикации
проекта получить наименьший объем при достаточном уровне качества.
Используя звук решите, что будет звучать в стерео режиме, а что
в моно (моно занимает в два раза меньший объем). Стерео хорошо
подходит для масштабных звуков, призванных произвести эффект на
сознание посетителя сайта, голосовые вставки и короткие звуки,
можно безжалостно перевести в моно. В тоже время в насыщенных
звуком проектах (например играх), можно добиться стереоэффекта
используя разные каналы, или переход с одного канала в другой,
для звучания моно фрагментов.
Как видите, все зависит от вашей фантазии
и знаний. На западе, фирмы занимающееся Flash дизайном, состоят
из команды, в которую обязательно входит художник, дизайнер, Web-мастер,
программист и конечно звукорежиссер, т.е. по сути это небольшие
мультипликационные студии.
В наших условиях, большинству занимающихся
Flash дизайном, приходится совмещать в себе все эти профессии.
Конечно, быть профессионалом во всем, просто невозможно, но потраченное
время не будет потеряно. Работая над своим проектом, Вы невольно
совершенствуетесь и не только учитесь рисовать, программировать
или работать со звуком. Вы подсознательно стремитесь к гармонии
(без этого не добиться хорошего результата), Flash заставляет
задуматься о психологических аспектах и как следствие Вы развиваете
свое мировоззрение.
Разумеется, это не происходит автоматически
и если Ваша работа с программой сводится к бездумным попыткам
сделать "как у того парня", можете не рассчитывать на успех. Нужно
научится анализировать чужые работы, а не слепо их копировать.
Увидев интересный Flash сайт, старайтесь думать, не как это сделано
(хотя это тоже важно), а постарайтесь понять, почему автор выбрал
именно это решение, чем обусловлен тот или иной эффект. Научившись
анализировать, Вы незаметно для себя сможете, в зависимости от
поставленной задачи, выбрать наиболее рациональное решение. Настоящий
Мастер ценится, прежде всего, способностью мыслить и аргументировать
выбранный вариант. Flash, пожалуй как никакая другая технология
позволяет простыми способами получить желаемый результат. Конечно,
умение логически мыслить и философствовать не избавляет от необходимости
владения Flash, именно этим мы и займемся в наших следующих выпусках.
Павел Г.Лапин
E-mail: murmik@mail.ru
Россия Мурманск
|